История советской Новогодней открытки.
Открытка в России появилась в конце ХIХ века. В основном она была «С Рождеством» или «С Рождеством и Новым годом», просто «С Новым годом» встречалась гораздо реже.
Новая власть решила продолжить старые традиции и выпустила поздравления с "Первым годом Октябрьской революции", затем "Вторым…", но спроса эти открытки не имели.
На почту были "спущены" свои циркуляры. Они предписывали правила заполнения поздравительных открыток. Все должно быть строго по-революционному, никаких "милая Августа" или того пуще — "… папенька и маменька…".
После октября 1917 года кончилась светская жизнь новогодней открытки — она стала символом политического строя.
На пути открыток встали худсоветы. Хотя в первое время художникам удавалось усыпить бдительность авторитетов от революции. Хорошо это удавалось художнице Елизавете Бем. Она рисовала детские сюжеты и писала на открытке пословицы, которые косвенно намекали на рождественские и новогодние праздники.
В 1923 году Рождество репрессируют. «… Новолетие считать с 7 ноября, а летоисчисление вести с 1917 года, который считать 1-м годом коммуны». .Любые напоминания о Рождестве, даже косвенные, запрещались под страхом уголовного преследования. По этому поводу даже ходило немало стихов. Вот замечательный образец:
Елки сухая розга,
Маячит в глазище нам.
По шапке Деда Мороза,
Ангела — по зубам.
Вскоре новогодние открытки перестали выпускать.
В декабре 1935 года новогодний праздник реабилитировали, он был возвращен, а вот поздравить с Новым годом друг друга советские граждане не могли. Специальных открыток не было, и писали поздравления на первых попавшихся.
Только в 1939 году «Изогиз» все же издал открытку «С Новым годом», которая до широких масс трудящихся так и не дошла.
При возобновлении новогодней традиции почти на всех открытках рисовались кремлевские звезды. Этим подчеркивалось, что наступление Нового года приходит не со звоном церковного колокола, а под бой кремлевских курантов.
Особую агитационную роль новогодняя поздравительная открытка сыграла во время Великой Отечественной войны, после нескольких десятилетий запретов. Она была наполнена больше героико-патриотической символикой, нежели новогодней. Нужно было поднять дух бойцов. В первый же военный Новый год в Советском Союзе впервые стали печатать новогодние открытки для воинов и ждущих их в тылу родных и близких: «Новогодний привет с фронта!», «С новым годом, с новыми производственными победами!» и «Новогодний привет героическим защитникам Родины!». Еще одна была с более длинным поздравлением: «Новогодний привет героическим защитникам Родины!». Подстать ему — и пожелание: «Воин Красной Армии! Бери пример с героев Гражданской войны! Сам будь героем!» А в качестве изображения на открытках были помещены портреты героев, с которых следовало брать пример: Чапаев, Щорс и Котовский. С другой стороны этой военной открытки был еще один призыв — «С Новым годом, товарищи бойцы, командиры и политработники! Во имя Родины вперед, на полный разгром врага!».
Появились и открытки со сказочными персонажами, причем Дед Мороз изображался либо с метлой, выметающим прочь фашистов, либо с автоматом, а Снегурочка перевязывала раненых. Именно новогодняя открытка, хотя на ней нет поздравительной надписи - мальчик подсаживает младшего братишку, а тот тянется к высоко подвешенному почтовому ящику, бросает туда письмо, а на конверте адрес: «Папе на фронт». Был и «Новогодний привет из Москвы». Неизвестный художник запечатлел на ней памятник Пушкину в Москве, мимо которого на фронт уходят колонны бойцов. Были открытки посвященные народному ополчению — партизан в добротной зимней одежде везет на санях оборванных и замерзающих немецких пленных.
После войны по стране пошли гулять сначала фотокопии с открыток, привезенных из разгромленной Германии, а затем и открытки собственного производства, сделанные путем фотомонтажа, местами дорисованные и раскрашенные. В каждом городе были свои артели по выпуску подобного рода открыток. К началу 50-х годов жизнь в разрушенной стране начинает потихоньку налаживаться, входить в привычное русло. Начинают отмечаться праздники, хотя большинство из них еще не стали выходными днями. Появляется потребность поздравить друзей и родственников, тут на помощь и приходит открытка.
Массовый выпуск советской поздравительной открытки был налажен в 1953 году.
После военных лишений она вошла в жизнь непривычной красотой, ее использовали для украшения дома, мастерили вазочки и шкатулки — красочная полиграфия и картон хорошего качества были редкостью, которую надо было сохранить. Чем старше открытка, тем лучше ее качество, интереснее сюжет и стиль исполнения. Так и хочется назвать изображение на ней не картинкой, а картиной. Самыми яркими и живыми были открытки 50-х годов. Они в основном печаталось на «Гознаке». Сегодня в спецфонде «Гознака» хранится, наверное, самая полная и уникальная коллекция советских новогодних открыток. Их рисовали лучшие художники «Гознака».
Шестидесятые годы ознаменовались аполитичными зимними пейзажами и космической тематикой: Дед Мороз не ехал на тройке, а летел на самолете или космической ракете. В годы освоения северных территорий нашей Родины на открытках появляются пингвины на льдинах с красным флагом, дети в национальной одежде северных народностей. Часто встречается сюжет с окном, а за ним – огромная стройка, строятся многоквартирныевысотки для «счастливых советских семей». Не редкость – Новогодние балы, где танцуют и «культурно отдыхают» красиво одетые девушки и молодые люди. В качестве пропаганды здорового образа жизни на открытках появляется молодежь в спортивной одежде на лыжных прогулках. Появляются детские открытки со сказочными персонажами: лесными зверями, Дедом Морозом и Снегурочкой (кстати, это чисто русское изобретение, ни в каких других странах у дедушки нет внучки).
На рубеже 60-х и 70-х годов на открытках появляется чудо научно-технического прогресса – телевизор и уже с его голубого экрана в дома советских граждан приходит Дед Мороз. В середине 70-х он уже приезжает на электропоезде.
Во все советские времена одним из главных сюжетов становится Москва, с ее кремлевскими башнями, звездами, курантами и памятником Пушкину.
В эти же годы набирает обороты фотооткрытка. В 80-е она уже вытесняет рисованную. На фото в основном еловые ветви с игрушками и бутылка шампанского, а в середине 80-х годов во время антиалкогольной кампании с открытки исчезает вино, вместе с бокалами. Открытка теряет свою индивидуальность и оригинальность.
В последние годы в открыточной промышленности наблюдается тенденция возврата к дореволюционному образу. В начале 90-х годов снова появляются открытки «С Рождеством» и «С Рождеством и Новым годом». Первыми «ласточки» были перепечатки со старых образцов. Но…
С быстрым развитием научно-технического прогресса и появлением современных средств связи век бумажной почтовой открытки завершается и уходит в историю, не смотря на огромное количество ярких, современных Новогодних открыток, предлагаемых нам магазинами.
Что бы ни было изображено на новогодней открытке, если, конечно, она не военная, у человека, взявшего ее в руки, рождается ощущение праздника, детства и чуда.
Подготовила Е.Беспокойная, н.с. ШКМ им. В.П. Бирюкова