Знаменитые имена г. Шадринска

Владимир Павлович Бирюков

2018 год богат на юбилеи для Курганской области: 130 лет со дня рождения Владимира Павловича Бирюкова и 100-летие его детища – Шадринского научного хранилища, предка двух действующих научных учреждений: Шадринского краеведческого музея, носящего имя  основателя и Государственного архива в г. Шадринске.

Владимир Павлович Бирюков родился 10(22).07.1888 в селе  Першинское Шадринского уезда  в семье псаломщика Павла Владимировича Бирюкова. Кроме того, отец его был писарем Смолинского волостного правления Пермской губернии, и  по совместительству секретарем «кредитной кооперации».

В браке с Александрой Егоровной Шабровой, у Павла Владимировича родилось 12 детей, но выжили только 8.  Практически каждый из братьев Бирюковых оказался выдающейся личностью:  Павел Павлович – священник в Шадринске, Аркадий Павлович — известный на Урале садовод-селикционер, Василий Павлович– художник, Михаил Павлович — учёный селекционер, кандидат сельскохозяйственных наук, учёный-краевед (исследовал документы Далматовского монастыря), Владимир Павлович — археолог, историк, исследователь и организатор изучения культуры, быта, литературы и говоров Урала, музейный деятель, основатель музеев, коллекционер.

Поскольку родитель был церковным «чтецом», то сыновей решил выучить после земской школы, в Камышловском духовном училище, а потом в Пермской семинарии.

Именно в Перми Владимир Павлович познакомится с настоящим музеем,  и за время 6-летней учебы он окончательно решит стать музейным работником.

Кроме Пермской духовной семинарии, Владимир Павлович окончил Казанский ветеринарный институт в 1912 году, Московский сельскохозяйственный институт в 1914 году, в 1915 году защитил дипломную работу, получив звание ученого археолога и действительного члена археологического института в Московском  археологическом институте, в 1919 году был Вольнослушателем историко-филологического факультета Томского университета.

Будучи ребенком, с 7 лет, Владимир Павлович начал формировать первые свои коллекции: нумизматическую, коллекции почтовых марок, горных пород, поддужных колокольчиков, бутылочных этикеток, упаковочных коробок от продовольственных и  аптечных товаров, книг и предметов старины. А во время своего студенчества, в 1910 году в селе Першинское он организовал первый в Зауралье сельский музей.

Именно этот музей и стал основой для Шадринского научного хранилища, открытого в декабре 1917 (январе 1918 года).

В декабре 1924 года Всесоюзная краеведческая конференция примет резолюцию: «считать работу Шадринского научного хранилища образцовой во многих отношениях для провинциальных музеев».

Шадринское научное хранилище занималось сбором, хранением и пропагандой научных материалов о природе, истории, экономике и культуре Исетского Зауралья. К 1922 году фонды музея содержали более 30 тысяч экспонатов. Владимир Павлович значительно обогатил художественный отдел музея, к картинам Ф.А. Бронникова добавились: богатейшая коллекция русского и зарубежного фарфора,  картины и скульптуры художников XVIII-XIX веков, всего около 50 произведений искусства.

Уникальна  коллекция эрзацхлеба, собранная Бирюковым в селах уезда в 1921 году, во время голода. Владимир Павлович перевез в Шадринск архив Далматовского Успенского монастыря. Когда закрывались церкви, сотрудники научного хранилища во главе с директором, спасали иконы, церковную утварь, одежду, облачения священнослужителей.

Большое внимание Бирюков уделял на сбор биографических материалов о своих современниках, описание истории сел, занятия и ремесла населения, обычаи, праздники, свадьбы, фольклор.

В научном хранилище Владимир Павлович Бирюков  проработал 14 лет. За этот срок было проведено 1248 экскурсий.

Шадринское научное хранилище, выросшее из первого сельского зауральского музея села Першинское, не единственное детище Владимира Павловича.

Во время Первой мировой войны он был мобилизован как ветеринарный врач, и проходил службу на Украине в г. Хорол Полтавской губернии. И даже там он не оставлял свое увлечение – занимался археологией и исследованием края. Итогом пребывания в г. Хорол стало открытие краеведческого музея, который просуществовал до  1937г.

Владимир Павлович оказал методическую помощь при создании еще одного зауральского музея: Каширинского литературно-краеведческого музея им. В.К. Кюхельбекера. Основатель музея, Д.А. Белоусов писал о нем:  «Он  был нашим наставником, нашим другом».

В 1920 году Владимир Павлович заведовал музеем древностей Пермского государственного университета.

Деятельность Владимира Павловича обширна: кроме музейной работы, он работал ветеринаром, читал лекции по фольклору в институтах Шадринска, Свердловска, Челябинска и Москвы, в разные годы работал в Шадринском и областном архивах, принимал активное участие в создании Свердловского архива, и многое, многое другое.

Владимир Павлович Бирюков – неутомимый исследователь и коллекционер, посвятил свою жизнь изучению и сохранению исчезающим предметам материального и нематериального плана.

Шадринский краеведческий музей им. В.П. Бирюкова продолжает традиции своего основателя и работает под его девизом «Собрать, сохранить, описать…».


Иван Дмитриевич Иванов-Шадр

 

Каждый город имеет свои символы и традиции, которыми он гордится и чтит.  Визитной карточкой города Шадринска в первую очередь являются его люди. В истории города есть личности мирового масштаба. 11 февраля 2017 года Россия отмечает 130 лет со дня рождения известного советского скульптора-монументалиста Ивана Дмитриевича Иванова (Шадра).

Иван Дмитриевич Иванов (Шадр) родился 11 февраля (30 января ст. ст.) 1887 года, в семье плотника Дмитрия Евграфовича и Марии Егоровны Ивановых, в селе Такташинском, ныне Мишкинский район Курганской области. Впоследствии он принял псевдоним «Шадр», основой для которого послужил родной город Шадринск, в котором он провел свое детство.

Художественное образование будущего скульптора началось с художественно-промышленной школы г. Екатеринбурга (ныне училище имени И.Д. Шадра). Во время первых каникул, в мастерской отца он лепит скульптуру сестры Тони, которую продает купцу в частную коллекцию, а на эти деньги покупает бабушке расписной платок и Тоне школьную форму.

Талант Вани Иванова был замечен по первым его произведениям, по возвращении в Екатеринбург ему начинают поступать заказы, которые он выполнял с большим желанием.

Знакомство с режиссером Александровского театра М.Е. Дарским стало решающим в дальнейшей учебе и жизни талантливого юноши.  В дальнейшем, Иван проходит  обучение на Высших драматических курсах и в школе поощрения художеств в Петербурге. Получив поддержку от наставников и материальную помощь от Шадринской Городской думы, он совершенствует свои знания в Парижской академии художеств, в институте изящных искусств в Италии, в Английской академии, копирует фрески Рафаэля в Ватикане, изучает искусство в Королевской библиотеке.

В 1914 году Иван Дмитриевич приезжает в Шадринск, составляет подробный отчет, рассказывает, чему он научился за границей и куда израсходовал деньги. В это время Городская дума делает ему заказ — вылепить бюст основателя городского банка Д.Д. Понамарева. Для мастерской ему выделили комнату в помещении фотографии Мамаева по улице Петропавловской (ныне ул. К. Маркса, 69). Бюст Понамарева до 1918 года стоял в Шадринском городском банке, затем был передан в музей,   где невежественные работники в начале 1930 годов выбросили его вместе с другими драгоценными предметами. Портрет был выполнен по фотоснимку. К числу законченных работ относятся портреты шадринцев: члена Государственной думы Петрова, несостоявшейся невесты — Нины Ночвиной, своего дяди И.Е. Иванова (барельеф), также  Евдокии Хитровой, жены военного интенданта Н.П. Хитрова, выполнен около 1915 г. Работы к сожалению не сохранились.

Известность приходит к Шадру в 1915 году, как автору проекта «Памятник мировому страданию». Этот проект неоднократно демонстрировался на лекциях и показах скульптора, в том числе и в г. Шадринске. В 1918 году Иван Дмитриевич  читает лекцию на родине, в программе рассматривались вопросы: «Идеи вечности, смерти и возрождения в религиозном искусстве народов», «Памятник мировому страданию» и «Слово и образ». Лекция получилась крайне неудачной. Шадр первоначально затронул тему о кризисе в русском искусстве. Далее был дан исторический очерк искусства по главным этапам развития. Исторический обзор им был начат с египетского искусства. Слишком мимолетный взгляд лектора на искусство Египта не дал слушателям понятия о его сущности, художественной одаренности египетского народа, который, начав мировую культуру, завещал человечеству истинно прекрасные произведения. Во второй части лекции говорилось о «Памятнике мировому страданию» и о проектах памятников «Мировой скорби», один из которых Иван Дмитриевич предлагал установить в Шадринске, на могиле расстрелянных фронтовиков Ларюшкина, Тельминова и Дымшакова. Макет памятника был выставлен в фойе театра Общества приказчиков для всеобщего обозрения. В городской культурно-просветительской комиссии обсуждались проекты, представленные Ивановым. Но проект так и не был реализован.

Так же осталась неосуществленной мечта В. П. Бирюкова- основателя Шадринского краеведческого музея и И.Д. Шадра о создании памятника М.В. Ломоносову в Шадринске. Предки многих шадринцев вышли из северных областей, в частности Архангельской, откуда родом был М.В. Ломоносов.

Из произведений Ивана Дмитриевича наибольшую известность получили скульптуры: «Рабочий», «Красноармеец», «Крестьянин» и «Сеятель», которые послужили изображениями гравюр для дензнаков в 1920-е гг.

Скульптуры «Рабочий» и «Красноармеец» создавались в Москве, имели собирательный образ. С окончанием создания этих скульптурных произведений, Иван Дмитриевич начинает работать главным художником Гознака. Прототипов для скульптур «Крестьянин» и «Сеятель», Шадр нашел на родине своей бабушки, в деревне Прыговой (Калгановой) Шадринского уезда. «Крестьянин» — Порфилий Петрович Калганов, а «Сеятель» — Кирьян (Киприян) Кириллович Авдеев. В этом же году Шадр лепит скульптурный портрет матери — Марии Егоровны, который в 1925 г. он предлагает Гознаку, в дальнейшем этот портрет печатается на первых советских марках.

Символом советской эпохи  является знаменитая скульптурная композиция «Булыжник – оружие пролетариата», которая также печаталась на почтовых конвертах и марках. В шадринском музее хранится коллекция марок с изображением скульптур Ивана Дмитриевича, собранная его основателем В.П. Бирюковым.

Совместно с архитекторами и скульпторами Иван Дмитриевич принимал участие в формировании Первой Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. Большой интерес там вызвали его работы: композиция «Штурм Земли» и эскиз рельефа в глине «Борьба с землей». В этих работах Шадр пытался отразить революционные преобразования, которые несет для сельского хозяйства социалистическая революция.

Особое место в творчестве скульптора занимает советская мемориальная скульптура. Надгробия, выполненные Шадром, установлены на могилах Е.Н. Нимирович-Данченко, В.Л. Дурова, Н.С. Аллилуевой и других известных людей. Иван Дмитриевич – один из немногих работал над посмертным портретом В.И. Ленина. За 13 лет И. Д. Шадр создал 16 скульптур Владимира Ильича. Данная тема сделала его «главным мастером довоенной скульптурной ленинианы». Одна из самых знаменитых работ – монумент с одиннадцатиметровой бронзовой фигурой, установленный в 1927 году на территории Земо-Авчальской ГЭС имени В. И. Ленина (ЗАГЭС) в Грузии (демонтирован в 1991 г.).

Талант Шадра проявился и в скульптурных портретах: Н.А. Касаткина, В.П. Ногина, Л.Б. Красина, К. Либкнехта, Р. Люксембург и других известных личностей.

Свой труд он вложил в произведения: «Девушка с веслом», «Рабочий со знаменем», «Девушка с факелом» и др. и проекты памятников: посвященные бойцам ОКДВА, А.С. Пушкину, А.М. Горькому и др. За модель проекта посвященного А.М. Горькому для г. Москвы, в 1952 г. Шадр посмертно удостоен Государственной премией (памятник  завершила В.И. Мухина).

К сожалению, многие замыслы скульптора остались не реализованы.

Заканчивает череду его скульптурных работ «Портрет жены», 1940 г. создания. Тогда Иван Дмитриевич был уже тяжело болен. Умер Шадр в апреле 1941 года, незадолго до начала Великой Отечественной войны. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.

Родители скульптора похоронены в городе Шадринске, на старом Воскресенском кладбище. Здесь же, в городе  детства, живут его родственники.

Несмотря на то, что великий скульптор в Шадринске провел только детские годы, о своей малой родине он помнил всю жизнь. Иван Дмитриевич писал: «Нас, Ивановых-то, слишком уж много. Надо же как-то отличить себя от других Ивановых, ну я и взял себе псевдоним «Шадр» — от названия родного города, чтобы прославить его.

Иван Дмитриевич Шадр оставил после себя замечательное культурное наследие. В настоящее время  Шадринский краеведческий музей обладает 16 скульптурными произведениями, а также фотографиями, документами, книгами и личными инструментами скульптора. Формирование коллекции скульптур И. Д. Шадра в музее происходило в 50-60-е годы XX века, в этом большую помощь оказала жена Ивана Дмитриевича — Татьяна Владимировна Иванова-Шадр.

  Шадринцы гордятся своим земляком и чтят его память. В городе есть улица носящая имя Ивана Шадра.  4 августа 1984 года открыт монументальный комплекс, посвященный Шадру, установлен на пересечении улиц Октябрьской и Луначарского.  20 ноября 2015 года была открыта мемориальная доска на месте дома, в котором проживала семья Ивановых (ныне на этом месте  общежитие финансового колледжа по адресу 4-го Уральского полка, дом 30).


Константин Дмитриевич Носилов

Константин Дмитриевич Носилов  родился 17(29) октября 1858 года в селе Маслянском Шадринского уезда Пермской губернии, в семье священника.  Отец – Дмитрий Иванович, потомственный священник, обладал могучим здоровьем, дожил до 87 лет и умер в 1914 году. Составил большое состояние, ещё при жизни перешедшее к Константину Дмитриевичу. Но будучи богатым, он был строг, не баловал детей деньгами. К тому же вёл каждодневные записи. Записывал необычные явления природы, события, происходившие в семье.

Мать – Иуния Васильевна тоже была из семьи сельского священника. Она была полной противоположностью мужу — добрая, спокойная.

Маленький Костя любил бывать в гостях у своего дедушки Симоновского Василия Симоновича. У дедушки стоял телескоп в особой верней постройке дома, в который дед и внук любили наблюдать звёздное небо.  На дворе в особом помещении  одно время содержались журавли с подрезанными крыльями. Дедушка ласково относился к внуку, много и интересно рассказывал, учил любить природу.

1868-1872 годы – учёба в духовном училище при Далматовском монастыре.  «Это было не особо приятное занятие после родного дома, нужно было вставать в 7 утра и есть у квартирной хозяйки простоквашу с шаньгой, а потом полверсты шествовать в училище по самой грязной улице без тротуара, а затем, сидеть часами дожидаясь звонка, пока не проголодается совсем желудок. Я, однако, охотно ходил туда,  в монастырь, и ещё охотнее оттуда возвращался».

1873-1877 годы – обучение в Пермской духовной семинарии, где учились в основном дети священников. Семинаристы изучали языки, историю, литературу, словесность. Естественным наукам семинария отводила мало места. Константин Дмитриевич никогда не мечтал о карьере священника и, после четырёх лет обучения, покинул учебное заведение, не закончив полного курса наук.

1879 год – служба геологом на Богословских заводах. Он проводил разведочные  и геологические работы на лесных заводских дачах Верхотурского уезда. Доказал возможность судоходства на реках Ляле и Сосьве. Лично провёл судно с баржей на 5000 пудов.  В Верхотурском уезде Носилов работал более трёх лет.

1883-1885 годы  — экспедиция на Северный Урал. В экспедиции  были проведены исследования рек Северной Сосьвы и Сыгвы и собраны географические, геологические, метеорологические и этнографические  материалы. Результаты экспедиции были высоко оценены в научном обществе.

1884 году Носилов был принят в члены-сотрудники РГО.

1886 год — поездка в Палестину. С намерением встретить Рождество Христово на Святой земле. Встречался с начальником Русской Духовной Миссии архимандритом Антонином Капустиным.

1887-1891 годы – проводит три зимовки на архипелаге Новая Земля. Первые две зимовки прошли в единственном тогда населённом пункте на архипелаге в становище Малые Кармакулы. Третья зимовка прошла в привезённой с материка собственной избе на берегу Поморской губы в проливе Маточкин Шар.

В период своих зимовок Носилов много путешествовал по Южному и Северному островам Новой земли. Изучал фауну, описывал жизнь новоземельских ненцев.

В доме, привезённом Носиловым, был оборудован метеорологический павильон, и Константин Дмитриевич осуществлял ежедневные наблюдения.

В период третьей  зимовки Носилов проводил наблюдения за влиянием полярной ночи на человеческий организм. Было обследовано 8 человек.

Обучал  грамоте детей ненцев. Вместе со священником Ионой они основали школу, под которую приспособили комнату батюшки. Обучали русскому языку и арифметике. Также  Носилов совершил почти тысячекилометровое путешествие на собачьих упряжках от Малых Кармакул, через пролив Маточкин Шар. Он посетил проливы Канкрина, Чекина, Медвежий и Незнаемый.

Имя Носилова увековечено на карте архипелага Новая Земля. Его именем названа речка и гора.

По возвращению с Новой Земли в 1891 году он изучал Уральского бобра  в верховье реки Конды (приток Оби, впадающий в неё севернее Тобольска). Раньше 15 лет назад была организована экспедиция по изучению уральского бобра. Однако колонии ценного зверя отметить не удалось. После экспедиции Носилова музей Московского университета пополнился редким экспонатом – чучелом уральско-кондинского бобра.

В 1893 году Носилов был на Ямале, путешествовал и охотился, посещал город Обдорск (Салехард). Столицу Крайнего Обского севера. Этот полуостров привлекал Носилова тем, что омывается Карским морем. Исследуя полуостров, Носилов сделал вывод, что судоходная трасса из Обского бассейна в Карское море, а затем в Баренцево море очень длинна, опасна и невыгодна. Стараясь найти кратчайший путь от Оби и Енисея в североевропейские моря, Носилов изучает водную систему полуострова. В дальнейшем Носилов ещё несколько раз побывал на Ямале.

Весной 1897 года Константин Дмитривич предпринимает длительное путешествие по Карскому побережью полуострова Ямал. Он подробно изучает особенности рельефа и предлагает оригинальный проект по созданию северного морского пути.

В 1914 году Константин Дмитривич отправляется в Обскую губу к бухте «Находка» на собственной яхте «Салетта».

В 1916году Носилов предпринимает самую масштабную ямальскую экспедицию. Караван состоял из морской яхты «Галяэлия», шхуны «Юрибей», двух пароходов и баржи, на которых имелся двухгодичный запас провизии. В состав экспедиции входил топографический отряд, зоолог и два десятка  рабочих и служащих.

Зимой 1894-1895 года учился два зимних семестра в Сорбонне, летом 1895 года путешествовал по Казахстану и Алтаю.

В период между путешествиями Носилов жил в селе Батуринском. Писал статьи, очерки, готовил научные доклады.

В конце 1890-х годов Носилов обосновался недалеко от Шадринска и места своего рождения села Маслянского около деревни Боровой ( Шляпниковой), на берегу Исети.

Взял в аренду землю на 25 лету жителей деревни Боровой, а также часть реки и заливные луга, построил дачу «Находка», развёл плодово-ягодный сад, посадил медоносные растения (липу, акацию), завёл пасеку.

Весь участок обсадил тополями, устроил вязовые аллеи, у берега соорудил небольшую пристань, приобрёл яхту и моторную лодку. На яхте « Салетта» Константин Дмитриевич  плавал в Шадринск, и даже в Тобольск и Тюмень.

На даче КД прожил более 20 лет, ведя обширную переписку, обрабатывал свои путевые заметки, занимался охотой и рыбалкой. Здесь женился на своей экономке Дарье Романовне, здесь родились его дети – сын Виктор и дочь Юния.

Носилов следил за появлением всякого рода изобретений, облегчавших труд писателя. Вот почему у него был приобретён диктофон, пишущая машинка, эти вещи для 1890-1900-х годов были большой редкостью.

Константин Дмитриевич был также хорошим фотографом, вот почему многие его произведения снабжены хорошими фотографиями.

КД пользовался огромным авторитетом и уважением у местного населения, особенно у рыбаков и охотников.

В 1902 году возникло общество «правильной охоты» Носилова единогласно избирают председателем.

В 1910 году в Шадринске создаётся общество рыболовства и Носилов был его учредителем.

В 1902 году К.Д. Носилов в «Уральской газете» публикует первый прогноз погоды на Урале на период с 9 апреля по 19 мая.

Исследовав реку Исеть, проведя замеры, Носилов доказал судоходство реки. (в 1930-1960-х годах по Исети ходили катера)

В 1900 году вышло сразу два сборника К.Д. Носилова « В снегах» и « На охоте», адресованные детям, в 1901 году входит книга «Таня Логай».

В 1903 году вышло в свет две книги Носилова – «На Новой земле» и «Среди наших инородцев», через год сборник — « У вогулов».

КД написал около 2-х тысяч « всякого рода произведений».

Литературный талант Носилова высоко ценили А.П. Чехов, Д.Н. Мамин-Сибиряк.

В 1911 году К.Д. вместе с группой купцов обращается к Правительству за разрешением строительства железной дороги Синарское-Шадринск. Разрешение было получено, и в 1913 году по этой дороге было открыто движение.

В послереволюционные годы КД совершает ещё одно путешествие на север. На пароходе « Храбрый» он отправился по Оби в деревянный городок Обдорск. Затем побывал на Алтае у своих родственников в Усть-Каменогорске.

В1921 году Носиловы всей семьёй уезжают на новое место жительства в село Пиленково в Абхазии.

Умер Носилов в феврале 1923 года.

На месте захоронения в октябре 2005 года побывала делегация шадринцев составе начальника отдела культуры А. Бритвина и председателя Шадринского общества охотников и рыболовов В. Лукинских, которые установили крест и мраморную плиту. Место их установки определили родственники К.Д. Носилова: красивое место, недалеко от входа на кладбище, у северо-восточной стены храма.

Память о Носилове сохраняется в его родных местах. Прежде всего, это связано с возрождением дачи «Находка». Благодаря организаторам благотворительного фонда «Находка», взявшим на себя труд восстановить заброшенную дачу, это место стало доступным для всех желающих. Буквально за несколько лет на даче снова закипела жизнь. Сегодня здесь возведено несколько коттеджей,  музей правильной охоты, часовня.

В селе Маслянском действует школьный музей К.Д. Носилова.

В Государственном архиве г. Шадринска хранится личный фонд К.Д. Носилова.